Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов недавно объявил, что на Арбат могут вернуть автомобильное движение. Сегодня на Арбате лежит брусчатка и установлены скамейки и фонари в стиле ретро. Здесь есть «аллея звезд» и театр Вахтангова, множество знаменитых зданий и памятников, мемориальная квартира Пушкина и Скрябина, стена Виктора Цоя.
Арбат возник в четырнадцатом-пятнадцатом веках как часть можайской дороги в Смоленск и Можайск. Название происходит от слова «арба» — повозка. Здесь жили ремесленники и стрельцы. После пожара 1736 года на Арбате стали селиться богатые и именитые дворяне, а улица была застроена особняками в стиле ампир с собственными садами. К примеру, на Арбате появилось три особняка, принадлежащих графу Шереметьеву. Всего на улице построили 40 новых домов из дерева. Пожар 1812 года уничтожил все постройки.
В девятнадцатом веке после пожара дома стали строиться из камня. На улице селилась интеллигенция и разночинцы. На Арбате появилось множество магазинов и ресторанов. Помимо Пушкина, на Арбате жили Грибоедов, Гоголь, Лермонтов, Белинский, Герцен, Толстой, Блок, Булгаков, Цветаева, Бунин, Есенин, Окуджава.
Нумерация улицы ведется от площади Арбатских ворот. В угловом доме располагается известнейший московский ресторан «Прага». Это заведение было открыто во второй половине девятнадцатого века и никогда не меняло названия. Театр имени Вахтангова был построен в 1947 году по проекту архитектора Амбросимова. Здание появилось на месте особняка Сабашниковых, разрушенного бомбой в годы Второй Мировой войны. Напротив театра находится Центральный дом актёра, «дом с рыцарями», построенный в 1913-1914 годах.
В доме 30 располагался знаменитый в столице зоомагазин, владельцем которого был в свое время купец Титов. Зоомагазин был упомянут в нескольких стихотворениях о столице. Дом 36 — это усадьба Страховой-Тестовых, здание которой сохранилось с двадцатых годов девятнадцатого века. Завершает улицу здание Торгсина, возведенное в 1928 году по проекту архитектора Маята.
В 80 году девятнадцатого века по Арбату стала ходить конка, в 1904 года по улице были проложены трамвайные пути, в тридцатые годы замененные на троллейбусную линию. До середины восьмидесятых годов по Арбату ходили машины и троллейбусы. Переход Арбата к пешеходной улице произошел благодаря проекту, разработанному группой архитекторов НИиПИ генплана Москвы и Моспроекта-2.
Проект переделки Арбата в пешеходную улицу, введенный в жизнь в 1986 году, предусматривал не только отмену автомобильного движения, но и возвращение фасадам домов исторических цветов. Было полностью изменено покрытие улицы. появились новые лавочки и фонари.