Маршрут первого троллейбуса: Ленинградскому проспекту 60 лет
13.12.2017

В декабре 1957 года в Москве открыли новую трассу — Ленинградский проспект. Тогда после решения Моссовета проложили трассу от Белорусского вокзала до пересечения с Волоколамским шоссе. Здесь впервые запустили линию троллейбусов, по проспекту ездил в загородную резиденцию тогдашний генсек Леонид Брежнев. Сейчас этот проспект, которые недавно прошел реконструкцию, является самой широкой трассой в Москве.

В шестнадцатом веке на этом месте была дорога из Москвы в Тверь и Новгород. А затем она связала Москву с Санкт-Петербургом, поэтому трассу называли Петербургским, Петроградским, а затем Ленинградским шоссе. До начала прошлого века здесь были разрозненные постройки, в том числе доходные дома, фабрики, частные особняки, при удалении от центра города встречались и дачи.

За время гражданской войны часть домов была разобрана на дрова, после чего появились участки под застройку. Благоустраивать это место московские власти начали в тридцатые годы прошлого века. Сейчас дома здесь в основном представляют собой образцы советской архитектуры 1930–1960 годов.

Начало проспекта было заложено у Белорусского вокзала, вернее, у Тверского путепровода, который проходит над путями железной дороги и соединяет проспект с первой Тверской-Ямской улицей. Путепровод был построен в начале прошлого века, как и здание вокзала по проекту архитектора Ивана Струкова. В 1933 году дорогу заасфальтировали и осветили. В 1933 здесь прошел первый в СССР маршрут троллейбуса. Он ходил от площади Тверской Заставы до Покровского-Стрешнева.

Тогда троллейбусы были темно-синего цвета с желтыми полосами сверху и снизу. Сначала линия была двупутной, она пролегала до Динамо, а дальше становилась однопутной. Здание стадиона воздвигли в 1928 году к началу Всесоюзной спартакиады. Стадион был рассчитан на 25 тысяч зрителей и имел трибуны высотой 16 метров. Под ними находились несколько залов для бокса, гимнастики, борьбы, стрельбы, служебные помещения, раздевалки, а рядом располагались корты, еще одно футбольное поле, баскетбольные площадки.

В 1932 году был создан и план строительства метро вдоль проспекта. Уже в сентябре 1938 года открыта станция «Динамо» в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова», которая сейчас переименована в «Театральную». Два вестибюля станции над землей были рассчитаны на наплыв толпы людей во время соревнований. Станция была оформлена в спортивном стиле. Эта линия метро не только помогла разгрузить проспект, но и соединила Белорусский вокзал с Московским аэровокзалом.

В доме 37 находился аэровокзал, возведенный рядом с Центральным аэродромом имени Фрунзе на Ходынском поле. К аэропорту была подведена станция метро «Аэропорт». Ее открыли в 1938 году. А в шестидесятые годы отсюда летали вертолеты во Внуково, Домодедово и Шереметьево.

Всего на трассу выходят три станции метро, а именно «Динамо», «Аэропорт» и «Сокол». Знаменитый дом на Ленинградском проспекте — это гостиница «Советская», которая была открыта в 1952 году в здании знаменитого ресторана «Яръ», где бывали Максим Горький, Савва Морозов, Федор Шаляпин и Антон Чехов. Дом был превращен в гостиницу по приказу Сталина, здесь долгое время проживал его сын Василий. Сейчас дом отдан под цыганский театр «Ромэн».

Проспект заканчивается на пересечении с Волоколамским шоссе, где находится здание «Гидропроекта» — организации, проектирующей все гидротехнические сооружения. В советский период на территории страны по проектам организации было воздвигнуто более 250 ГЭС. Ленинградский проспект считался правительственной трассой, когда по ней ездил к себе в загородную резиденцию «Завидово» Леонид Брежнев.

Реконструкция проспекта проводилась в двухтысячные годы и заняла более десяти лет. Здесь построили дополнительные тоннели и боковые проезды, расширили трассу на две и  даже три полосы, создали отдельные полосы для автобусов, реконструировали некоторые пешеходные переходы и добавили к ним новые. Сегодня этот проспект стал самым широким в Москве. Он занимает в некоторых местах в ширину до 120 метров.