В условиях обострения геополитической обстановки, которое спровоцировало отъезд некоторых россиян из страны, чаще стали появляться объявления о продаже недвижимости, принадлежащей знаменитостям.
По мнению экспертов рынка, в части случаев объявления о продаже объектов популярных собственников могут быть продиктованы их планами сменить место жительства. В прошлом году доля высокобюджетных объектов от продавцов, которые не проживают в стране, достигала приблизительно 10 процентов. Многие из них уже нашли своих покупателей, и сейчас этот показатель не превышает 5 процентов.
Информация о продаже домов популярных собственников не оказывает заметного влияния на рынок. Нездоровый интерес фанатов лишь затягивает период экспозиции, а просмотры не конвертируются в продажи. Именно поэтому звездным клиентам консультанты чаще советует сохранять конфиденциальность.
Продавец-звезда часто убежден, что его квартира не должна вписываться в рыночную цену, и ждет покупателя, который готов будет переплатить за возможность жить в квартире кумира. Однако даже такую ситуацию член правления AREA Григорий Ашихмин не считает бесперспективной. При точечном попадании, когда покупателем недвижимости становится давний поклонник того или иного артиста, к цене реализации действительно можно добавить 15–20 процентов «на имя», не исключает эксперт.
Еще менее реалистичный сценарий — купить недвижимость звездного собственника со скидкой: найти высокобюджетное жилье с заметным дисконтом в Московском регионе сейчас в целом непросто. Обычно подобные объекты выходят на рынок после политических и экономических потрясений: появляются собственники, готовые продать их со скидкой до 30 процентов.
Григорий Ашихмин замечает, что и другие обстоятельства могут стимулировать собственника предоставить заметную скидку. Например, появилась необходимость спасти бизнес, снизить кредитную нагрузку или возникла непростая личная ситуация. Интересные предложения можно найти и у девелоперов на финальных этапах реализации, когда они стремятся быстрее завершить продажи. Сейчас, по мнению эксперта, скидки можно встретить только в изначально переоцененных объектах.
К концу 2023 года миновали панические настроения, побудившие часть потенциальных покупателей элитного рынка покинуть страну. По наблюдениям экспертов, многие релоканты сейчас возвращаются в страну. Григорий Ашихмин считает, что в целом на объекты уезжающих из страны собственников приходится не более 5 процентов предложения в базе компании и этот показатель скорее снижается. «У многих в стране остался бизнес и есть необходимость прилетать сюда и где-то жить. К тому же люди не готовы рвать все связи, поскольку обстановка во всем мире нестабильна»,— рассуждает он.