"Мировой шедевр", журнал "Салонъ Недвижимости" 12/10.
12.02.2014
salon.jpg
 

МИРОВОЙ ШЕДЕВР | Архитектурных шедевров немало. Немало и тех, что выдержали проверку временем. Но в памяти возникает проект относительно новый – Музея искусств Милуоки с его фантастическим Павильоном Квадраччи. Проектировщиком проекта выступило милуокское бюро Graef, а архитектором – Сантьяго Калатрава. Павильон был построен на озере Мичиган в 2001 году, но уже сейчас его можно без преувеличения назвать шедевром современной архитектуры. Он завораживает и пленяет, сочетая гениальные технические решения и бескомпромиссный полет фантазии создателя.


Доминантой павильона является конструкция «Солнечный бриз» – своебразные «крылья», которые раскрываются в солнечную погоду и складываются в пасмурную, меняя таким образом освещенность залов.
В Павильоне Квадраччи располагаются выставки, магазины и ресторан, названный в честь архитектора – «Кафе Калатрава». «Солнечный Бриз» стал символом города Милуоки и центром притяжения туристов со всего мира.

ЛЮБИМЫЙ МОСКОВСКИЙ ДОМ | Если выбирать из современных архитектурных сооружений, то любимым, безусловно, можно назвать жилой комплекс «Гранатный, 6», созданный Сергеем Чобаном. Не вдаваясь в концептуальные и технические особенности проекта, скажу лишь, что появление подобного дома стало для меня в некоторой степени откровением в лучшем смысле этого слова, так как он напомнил мне другое непревзойденное по своей красоте творение архитекторов Бурова и Бло-хина – знаменитый «ажурный дом» на Ленинградском проспекте. Подобная архитектура мне видится настолько штучной и притягательной, что можно не сомневаться в успехе и значимости проекта. Тем более что место, выбранное для его размещения, само по себе уникально – «Гранатный, 6» соседствует с именитыми особняками, усадьбами и дипломатическими резиденциями.

68_69_71_kr_stol_01_2011-2_02.jpg 68_69_71_kr_stol_01_2011-2_04.jpg

 

Всем известная, и, что немаловажно, работающая формула «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» была переработана нашей редакцией в новый формат. Оценивая в течение года огромное количество информационных материалов об архитектурных проектах – новых, эффектных, порой гени- альных, а порой и абсолютно оторванных от реальности, биографий, хрестоматийных построек звезд мирового архитектурного сообщества, мы решили узнать у экспертов московских агентств элитной недвижимости, какие же дома заставляют их сердца биться чаще.
     Выбор архитектурного стиля лучше любых психологических тестов может раскрыть вам характер человека. Кто-то предпочитает романтичный загадочный модерн старой Москвы – кстати, поклонников Федора Шехтеля в нашем небольшом опросе оказалось абсолютное большинство. Кто-то отдает голос за один из наиболее успешных современных проектов – «Гранатный, 6», который деликатно и тактично цитирует классические архитектурные стили. Очевидно, что бессознательно мы отдаем предпочтение архитектуре, лишенной вызывающего эпатажа и радикализма – домам, которые пробуждают нашу фантазию, как шедевры Антонио Гауди, особняк Рябушинского, готические соборы Милана и Кельна, поражающим величием и подтверждающим невероятное по силе стремление человека к небесному.
    Пока что Москва не может похвастаться ни одним зданием, возведенным по проекту мировых звезд архитектуры. Но лучшее, конечно, впереди – успокаиваем мы себя. И если в выборе мировых и московских любимых домов у наших экспертов было немало совпадений, то во мнениях о перспективных для столицы архитекторах они разошлись.
    Екатерина Румянцева, генеральный директор компании Kalinka Realty, отмечает, что будущее архитектуры зависит от новаторских идей. Прекрасным примером архитектора-экспериментатора, по ее мнению, является Норман Фостер: «Сочетание функциональных, аэродинамических, экологических принципов в его зданиях, например в небоскребе Мэри-Экс, является поистине революционным».
    Для любого мирового мегаполиса одной из актуальных тем является высотное строительство, и Москва – не исключение. «Хотим мы того или нет, наши здания постепенно подрастают, и нам необходимо перенимать зарубежный опыт, позволяющий делать «дома-баскетболисты» одновременно и удобными, и красивыми, и функциональными, и безопасными», – считает Владимир Брунгарт, начальник отдела элитной жилой недвижимости компании Panfilova Realty. Предметно поработать эксперт советует с С. Н. Лоуренсом и архитектурным бюро Cesar Pelli & Associates, которые знают практически все о проектировании и строительстве небоскребов. Объективно, по мнению Владимира Брунгарта, в Москве нашлась бы площадка практически для каждого лауреата Притцкеровской премии.
    Григорий Ашихмин, генеральный директор Special Edition Real Estate, уверен, что изрядно «покалеченной» Москве пора «подлечиться», в том числе с помощью опосредованного использования форм живой природы в архитектуре. Эксперту крайне импонируют проекты испанского архитектора и скульптора Сантьяго Калатрава: «Его эстетика – это современное прочтение, или, если хотите, «переселение душ» Гауди и Ле Корбюзье в концепцию «био-тек».
    По оценке Анастасии Могилатовой, генерального директора компании WELHOME, столица уже готова принять действительно новые, интересные, уникальные проекты, которые будут тщательно продуманы с точки зрения качества строительства и организации пространства, великолепны внешне и органично вписаны в окружающую среду. «Мне бы очень хотелось увидеть в Москве работы современных западных архитекторов, в том числе и работу Жанны Ганг, – комментирует эксперт. – Уверена, будущее еще преподнесет нам много интересного в архитектуре».
    Наталья Кац, управляющий директор агентства эксклюзивной недвижимости «Усадьба», убеждена, что для Москвы гораздо важнее новых проектов западных архитекторов проведение очень аккуратной реконструкции собственного архитектурного наследия. Но, вместе с тем, эксперт признает, что будут исчезать дома, которые уже невозможно сохранить в первозданном виде из-за ветхости, будут рекультивироваться промзоны, осваиваться новые территории. «В хрущевские времена профессия архитектора перестала быть нужной. Во главу угла поставили функциональность, – продолжает Наталья Кац. – По сути, три поколения архитекторов находились в жестких рамках режима и не имели возможности для творчества, создавая лишь «типовые дома».
    Сейчас, по мнению эксперта, есть но- вое поколение российских архитекторов, получившее великолепное образование, в том числе и за рубежом, с которыми можно и нужно сотрудничать. «Я не вижу необходимости прибегать к услугам западных архитекторов, – убеждена Наталья, – Москва слишком самобытный город, и его «дух» может передать именно русский архитектор».
    Екатерина Гарсиа, руководитель департамента городской недвижимости компании «Альянс-Риэлти», в качестве перспективного для столицы архитектора выбирает же, напротив, наиболее космополитичную персону Захы Хадид. Британка арабского происхождения, одна из наиболее ярких представительниц деконструктивизма, Хадид всегда пыталась разрушить общепринятые каноны и «растянуть» рамки привычного пространства, придав ему мощный динамический импульс. «Такое ощущение, что ее здания просто висят в воздухе. Некоторые критики сравнивают ее архитектуру с атомным взрывом, – комментирует Екатерина. – С целью усиления внутреннего движения и деформации Заха Хадид, полностью отметая общепринятую геометрию, использует искаженную перспективу». По мнению эксперта, было бы интересно увидеть в Москве здание, спроектированное самой известной женщиной-архитектором. Екатерина Гарсиа убеждена, что архитектура будущего – это пластичные формы, эргономичность и необычные идеи.
     Елена Цепляева, ведущий специалист по продаже элитной городской недвижимости компании «Славянский двор», считает, что над набережными Москвы- реки стоит поработать Владо Милуничу и Фрэнку Гери – известным архитекторам- деконструктивистам, которые построили в Праге знаменитый «Танцующий Дом».
    Татьяна Крючкова, генеральный директор компании Troika Estate, уверена, что Москве не хватает красивых современных зданий, вписывающихся в окружение и подчеркивающих красоту ее разнообразной среды. Одним из лучших кандидатов на преображение города в стиле хай-тек, по ее мнению, является архитектурное бюро Ренцо Пьяно «Renzo Piano Building Workshop», известное такими работами, как Центр Помпиду в Париже и новой секцией Mузея современного искусства в Нью-Йорке.
    Ксения Юрьева, руководитель отдела маркетинга, рекламы и PR инвестиционно-строительного холдинга TEKTA GROUP, считает, что для российских девелоперов важно не просто имя зарубежного архитектора. Главное условие сотрудничества с европейскими архитекторами – создание неординарного конкурентоспособного проекта, с одной стороны, отражающего самую современную архитектурную мысль, а с другой – полностью адаптированного к реалиям и возможностям российского стройкомплекса и рынка недвижимости.
     Разговор о перспективах появления в го- роде современных проектов не только западных, но и российских архитекторов, ведется пока лишь в плоскости применительной к точечной застройке. Без сомнения, в Москве рано или поздно появится свой «Огурчик», и, конечно же, его появление будут сопровождаться многочисленными диспута- ми, проект найдет своих сторонников и противников. Гораздо интереснее и практичнее, если мы говорим о пространстве города, посмотреть примеры квартальных реконцепций и застроек, которые неминуемо ждут Москву. Хочется верить, что кроме исторического центра в нашем городе будут кварталы, подобные парижскому Дефансу, берлинскому Фридрихсхайну или лондонскому Docklands.

"Салон недвижимости", декабрь 2010. www.salon.ru\