Как передвигали здания в Москве
08.07.2016
Передвигать здания в мире начали давно. Причины для этого могли быть разными – неудачный фундамент, климатические изменения, смена градостроительной политики, расширение городских магистралей.
Первыми в мире такую операцию провели итальянцы. Архитектор Аристотель Фьораванти передвинул в Болонье в 1455 году колокольню церкви Святой Марии Маджоре. Затем он попробовал передвинуть здание в Венеции, но опыт был неудачным. Аристотель Фьораванти перебрался в Москву, где по его проекту построили Успенский собор. Он стал первым профессиональным инженером, работавшим в России.
Затем передвижением домов занялись в девятнадцатом веке в Америке. В 1870-ых годах в США начали смещать дома. Если вначале это были совсем небольшие, одноэтажные или двухэтажные строения, то затем стали двигать и многоэтажные дома, а иногда и целые районы. На 2,5 километра были передвинуты 552 дома, которым грозило затопление в Осборне в 1925 году. Постепенно подобным переездам стали подвергаться и большие здания. В 1930 году была передвинута телефонная станция в Индианаполисе. Вес здания составил 11 тысяч тонн. Высота его была 8 этажей.
В Москве передвигать дома начали в конце девятнадцатого века, во времена строительства железных дорог. Для новых путей Николаевской железной дороги, которая шла из Москвы в Санкт-Петербург, был смещен дом английской леди Макгилл. Он вмещал в себя два этажа и весил 1,6 тысяч тонн. Здание было перенесено на 100 метров. Оно сохранилось до сих пор и стоит на Каланчевской улице, рядом с железнодорожными путями.
В 1930-ых годах многие дома в Москве подверглись этой операции. В то время столица капитально перестраивалась. Возводился канал между Москвой и Волгой, расширялись улицы, перестраивались мосты. Всеми работами по перемещению зданий руководил инженер Эммануил Гендель. Вначале он работал в Метрострое и укреплял фундамент домов, рядом с которыми прокладывали метро. Первой передвижкой Генделя стала трамвайная подстанция. Здание было перемещено с Тверской на 2-ю Брестскую улицу.
В 1936 году в Моссовете создали «Трест по передвижке и разборке зданий», а главным инженером назначили Генделя. После этого первым передвинули дом на улице Осипенко. Он весил 8 тысяч тонн и был перемещен за три дня. Его правая сторона сместилась на 53 метра, а левая – на 34.
Инженер разработал специальную программу по передвижению домов. Так как почти все дома в Москве строили из кирпича, чтобы они не рассыпались под своим весом, на них надевали каркас из железа. Затем дома срезали со старого фундамента и устанавливали на новый. Если американцы передвигали здания с помощью домкратов, то Гендель предложил пробивать под рамой из железа окна, а в подвале домов укладывать щебенку, шпалы и рельсы с катками, заходившие на новый фундамент. Затем с помощью домкратов дома сдвигали. Здания перемещали на новый фундамент с помощью лебедки, вынимали рельсы и устанавливали на новый фундамент. При этом жильцы продолжали жить в доме и могли пользоваться временными коммуникациями.
Градостроительные изменения нашли свое отражение и в искусстве. Подобное перемещение дома показано в фильме «Новая Москва», а Агния Барто написала стихотворение «Дом переехал». В 1937 году переместили здание на улице Серафимовича, при этом его приподняли на 2 метра. В следующем году было передвинуто Саввинское подворье на Тверской. Это здание весило 22,5 тысяч тонн. Его сместили за три дня на 50 метров.
В 1939 году на Тверской передвинули здание Моссовета. Здесь ныне находится мэрия Москвы. Работы шли под землей, чтобы Моссовет не прекращал свою работу. Весило здание 20 тысяч тонн, и за 41 минуту было перемещено на 13,5 метров.
В 1940 году была передвинута глазная больница на Тверской. При этом здание повернули на 97 градусов, а после поворота переместили на 20 метров по диагонали и подняли на один этаж.
После войны Эммануил Гендель занимался укреплением памятников архитектуры, в том числе рязанского Успенского собора и кремлевского Потешного дворца. Также он занимался перемещением костела в Чехии и павильона «Октагон» в парке «Красная Пресня».
Спустя долгое время в 1979 году в Москве возобновили практику передвижения зданий. Тогда на 33 метра по Тверской была перемещена типография Сытина. Причем метод был выбран иной, чем в тридцатые годы. Дом был укреплен металлическим каркасом и стянут тремя поясами. В 1981 году перенесли старинную усадьбу, принадлежавшую Игнатьевой и Белкину. Здание находилось на Люсиновской улице. Фундаментом ему служили каменные палаты. Для его перемещения были вырыты глубокие траншеи. В 1983 году из-за реконструкции сцены было раздвинуто здание МХАТа в Камергерском переулке. Сцену отделили от здания и передвинули на 24 метра назад. Затем в нем разместили новые механизмы и придвинули стены обратно, удлинив здание на 12 метров.