"Гость с Невы", журнал "Салонъ Недвижимости" 9/11.
12.02.2014

 

photo5
 
Город контрастов не устает удивлять – никогда не угадаешь, что ждет за поворотом и какой сюрприз преподнесет следующий переулок.
Быть может, там притаился настоящий архитектурный шедевр ушедшей эпохи или причудливая конструкция из стекла и бетона, возможно, тоже не безынтересная. Иногда встречаются полуразрушенные особняки, но тому, о котором пойдет речь, повезло. Здание это очень примечательно и, к счастью, пребывает в прекрасной сохранности.

Дом Салтыкова-Черткова, что находится в начале Мясницкой улицы, – истинный аристократ в ряду московских особняков. Уникален он прежде всего тем, что это единственное сохранившееся в городе светское здание в стиле классического барокко. в целом, в столице немало барочных строений, но все они – пере- осмысление стиля, образцы так называемого нарышкинского барокко, в котором пышные декоративные элементы, присущие дворцовой архитектуре, своеобразно сочетаются с традиционными русскими формами. впоследствии этот стиль повлиял на формирование самобытного образа русского барокко и послужил отправной точкой для сложившегося в эпоху модерна псевдорусского течения в искусстве, но он достаточно далек от европейского прочтения барокко для того, чтобы выделять его в отдельное направление. Таким образом, ценность дома Салтыкова-Черткова для Москвы сложно переоценить, ведь он, по сути, является уникальным примером внедрения западноевропейской по типу своему постройки в сложившуюся архитектурную среду своего времени.

Первоначально на месте дома Салтыкова-Черткова располагались деревянные палаты, где в XVII веке поселились касимовские царевичи, потомки ханов Золотой орды, перешедшие на службу к великому князю Московскому. При последнем из ордынских наследников, бездетном Иване Васильевиче, здесь были отстроены уже каменные палаты. После смерти царевича дом достался князю Алексею Григорьевичу Долгорукову из рода Рюриковичей, но вскоре он умер, а его сын попал в опалу и был казнен. После этих событий дом долгое время пустовал, пока в 1742 году его не приобрел московский губернатор Николай Петрович Салтыков. Удивительно, что во время разрушительного по- жара 1812 года особняк не пострадал, будто город хранил его, как величайшую драгоценность, для знатоков и ценителей архитектуры.
 
А в 1831 году дом этот превратился в оправу для еще одной редкости. Именно тогда здесь поселился Александр Дмитриевич Чертков – московский губернский предводитель дворянства, ученый-историк и страстныйй коллекционер. он с большим рвением изучал славянские древности и собирал рукописи и книги по истории России. Знакомство с университетскими учеными дало ему отличную базу в занятиях источниковедением, в результате чего Александру Дмитриевичу удалось создать репрезентативную и весьма ценную библиотеку. Чертков написал и издал описание своего собрания, в котором насчитывалось около 20 тыс. книг, под названием «всеобщая библиотека России, или каталог книг для изучения нашего отечества во всех отношениях и подробностях». впоследствии этот труд стал настольной книгой для многих историков. впрочем, предводитель московского дворянства не только изучал старые книги, но и сам внес огромный вклад в науку. Он занимался нумизматикой и создал весьма популярную классификацию русских монет, за что был удостоен Демидовской премии. Деньги он передал в Академию наук для издания «остромирова евангелия». Кроме того, Александр Дмитриевич возглавлял общество истории и древностей Российских при Московском университете, заседания которого проводились в его доме.  Эти собрания посещали самые известные ученые и деятели культуры, в их числе были Пушкин, Жуковский, Гоголь, Загоскин, Глинка, Щепкин и многие другие известные люди того времени. И особняк вполне соответствовал высокому статусу гостей. Роскошное барочное здание очаровывает с первого взгляда и не отпускает внимание зрителя очень долго – фасад богато декорирован и каждая его деталь заслуживает внимания. Двухэтажный дом выполнен в форме буквы «П», его небольшой внутренний дворик, выходящий на Мясницкую, ограничен двумя крыльями и изящной кованой решеткой. общий объем здания затейлив, но при этом достаточно ясен – простые и лаконичные формы уравновешены необычным для столичной архитектуры декором и причудливым парадным входом. По центру фасада, во внутреннем дворе, расположен ризалит, к которому пристроен арочный портик, несущий балкон второго этажа с красивой балюстрадой. в солнечные дни она особенно хороша «на просвет» за счет гармоничного сочетания составных элементов. Кроме того, по бокам портика расположены полукруглые пролеты лестницы, которые служат оригинальным украшением двора и делают облик дома еще более оригинальным, выделяющимся на общем фоне московской застройки.

Особенно примечательны фигуры атлантов, декорирующие фасад дома Салтыкова-Черткова. Они самым неожиданным образом «разбросаны» по плоскости стен, одни «держат» полуколонны второго этажа, другие – балюстраду портика, а есть и такие, что расположены в межоконных пролетах и «несут» тяжесть наличников. Филигранно проработанные, атланты служат прекрасным украшением особняка – их хочется изучать в мельчайших деталях. Вообще, весь фасад оформлен с прекрасным вкусом, пилястры коринфского ордера чередуются на нем с такими же полуколоннами, в пролетах арок пущены цветочные гирлянды, а растительный декор наличников привлекает особое внимание к окнам. Несмотря на обилие скульптурных элементов, фасады не выглядят перегруженными, напротив, они очень органичны и плоскость стен удачно контрастирует с причудливыми барочными рельефами. Кроме того, особняк удачно «играет» на традиционном для стиля барокко сочетании голубого и белого цветов, которое, при всем многообразии украшений, позволяет дому выглядеть строго.

Такая строгость оказалась весьма удачным обрамлением для внутреннего наполнения здания. Библиотека, по завещанию Александра Дмитриевича, была открыта его сыном для общественного пользования: со стороны Фуркасовского переулка в доме организовали читальный зал, самыми знаменитыми посетителями которого стали Лев Николаевич Толстой и юный тогда Константин Эдуардович Циолковский.
в 1873 году особняк достался в наследство родственнице Чертковых – Наталье Алексеевне Гагариной. коллекция книг была к тому времени передана Румянцевскому музею, а впоследствии стала основой собрания Исторической библиотеки. Новая хозяйка стала сдавать флигели в аренду, а после и вовсе заложила дом. в 1880 году его выкупила московская купчиха Клавдия Никоновна Обидина, при которой сдавалось и главное здание особняка. в нем разместилось Московское архитектурное общество, проводившее здесь свои выставки, а спустя некоторое время его место занял Литературно-артистический клуб, который посещали такие известные люди, как Станиславский, Бахрушин и Ермолова. Яркая культурная жизнь дома продолжалась до 1902 года, когда помещения были сданы ресторану Симона Милля, а после революции здание досталось клубу красных директоров. Здесь долгое время проводило свои собрания деловое сообщество советского периода. Стоит отметить, что дом поддерживался в образцовом порядке и, к счастью, прекрасно сохранился до наших дней. А еще он вошел в историю советской кинематографии, ведь именно здесь снимался ряд сцен знаковой ленты «семнадцать мгновений весны».

 

   
     
 
photo4
 
Качество жилья в районе Мясницкоий улицы можно назвать диаметрально противоположным. на самой улице и в прилегающих переулках расположено большое количество бывших доходных домов и усадьб, многие из которых требуют реконструкции или капитального ремонта. Другая часть жилого фонда – дома бизнес-класса, такие как Милютинский, д. 3, Мясницкая, д. 24, и элитные клубные дома, например Кривоколенный, д. 5. В основном, новые дома представляют собой здания с сохраненными либо восстановленными историческими фасадами. В плане инфраструктуры на Мясницкой улице много магазинов, а также кафе и ресторанов разного уровня. наличие в округе нескольких специализированных школ и детских садов делают ее привлекательной для проживания семей с детьми.
Что касается стоимости 1 кв. м жилья – в домах «с историей» она варьируется от 8 до 15 тыс. долларов, в бизнес-классе диапазон составляет 10–20 тыс., в квартирах с отделкой в элитных домах клубного типа – от 20 тыс. долларов. В любом случае, стоимость всегда зависит от конкретного проекта, его месторасположения, качества строительства, видовых характеристик, планировочных решений и наличия других опций элитного жилья.
Сейчас ведется строительство многофункционального комплекса «Дом на мясницкой» (Meating house), который будет включать в себя как апартаменты, так и торгово-офисную галерею, которая разместится на первых двух этажах комплекса.
Если говорить о перспективе, учитывая, что с этого года новое строительство в центре Москвы запрещено, можно предположить, что девелоперы, ведущие свою деятельность в элитном сегменте, проявят интерес к реконструкции зданий и в ближайшем будущем в районе мясницкой улицы появятся новые интересные проекты.