С марта 2020 года на рынке подмосковного жилья эксперты фиксируют настоящий «бум». В связи с карантином многие лоты, которые экспонировались на рынке несколько лет подряд, были проданы. Еще больше коттеджей были сданы в аренду, в марте этот показатель увеличился на 70 процентов. За апрель и май было продано на 25 процентов больше загородных домов, чем за аналогичный период 2019. Специалисты отметили, что за время самоизоляции на рынке Подмосковья образовалось несколько новых тенденций.
Первая тенденция — изменился баланс между временем, проведенным в Москве и за городом. Многие люди перешли на работу из дома. Стало понятно, что благодаря современным технологиям можно вести бизнес, реализовывать проекты, общаться с партнерами и друзьями, не выходя из дома. Если раньше многие воспринимали загородный дом как дополнительное жилье, то теперь его чаще стали приобретать для постоянного проживания.
Вторая тенденция — уменьшение важности вопроса транспортной доступности. По-прежнему остаются популярными варианты домов, расположенных в 10-50 километрах от Москвы, но становятся более популярными и дачи, находящиеся в 50-100 километрах от столицы. Также важно, на каком шоссе расположен участок, насколько эти магистрали быстрые и свободные. Востребованность некоторых шоссе, где есть достаточно участков для строительства, увеличилась. К примеру, так произошло с коттеджами Минского шоссе, где есть платная автодорога. Спрос на дома у крупных рек и озер возросла, стали больше продаваться участки, расположенные рядом с парками, курортами, культурно-историческими местами.
Третий важный тренд — наличие инфраструктуры внутри поселка. На вторичном рынке выставлено много домов в стихийных поселках без внутренней коммерческой и социальной инфраструктуры. А современные покупатели предпочитают селиться там, где есть возможность купить продукты первой необходимости не выходя за территорию поселка, где есть свои образовательные учреждения и отделения банков. Ценится и возможность заказать еду с доставкой из ближайших кафе и ресторанов. Чем шире набор услуг в поселке либо рядом с ним, тем более автономно и удобно проживание вне города.
Четвертый тренд — жилье рациональной площади. Самый популярный вариант — коттедж площадью в 300-500 квадратных метров, расположенный на участке в 25-30 соток. Эксперты отмечают, что после кризиса 2008 года средний метраж домовладения и участка падал. Несмотря на весенний «бум» на рынке загородной недвижимости, формат коттеджей в 1-2 тысячи квадратных метров окончательно стал нишевым. Рационализация средней площади связана с удобством и экономичностью эксплуатации.
Нельзя не отметить пятый тренд — стремление при относительно небольшой площади обзавестись внутри дома всеми необходимыми атрибутами «домашней инфраструктуры». Покупатели и арендаторы предпочитают иметь в доме кабинет, домашний кинотеатр, тренажерный зал, комнату для игр детей и бассейн. Ценятся и коттеджи, где внедрена система «умного дома» или «умного офиса», чтобы удаленно управлять бизнесом. В связи с тем, что дети также остаются дома, в коттеджах и на территории появляется больше мест для детских развлечений, игр или спорта.
Специалисты отмечают увеличение особого спроса в сфере загородной недвижимости: некоторые владельцы домов снова начали интересоваться бункерами. С начала марта спрос на них поднялся в два раза. Чаще всего возводят отдельные комнаты, встраиваемые в здание, или подземные помещения. Такие конструкции могут стоить от 3 до 10 миллионов рублей.