14 зданий, построенных из чувства любви
16.02.2018

В архитектуре есть вещи, проекты и даже течения, которые родились из-за любви. Среди них дверная ручка, дом-гнездо, хижина, сад, брутализм. А один из проектов помог архитектору влюбить в себя будущую жену.

В Англии в Уимблдоне построен дом по проекту архитекторов Ричарда и Сью Роджерс. Это дом для тестя и тещи. Он был построен уже после развода пары для родителей бывшей жены. Небольшое здание стало поворотным для архитектора, так как именно здесь он впервые применил несколько принципов, которые в дальнейшем стали основополагающими в его творчестве: использование новейших материалов, пластичных перегородок и прозрачных фасадов.

Дом-гнездо, построенный в Японии, в Токио, принадлежит архитекторам Такахару и Юи Тезука. Он возведен в 2003 году. Японские архитекторы познакомились в бюро Ричарда Роджерса и больше не расставались. После рождения первенца пара спроектировала дом, где они проживают и сейчас. В этом здании центральная часть приходится на общую зону, главным элементом которой стал стол на 8 человек. Несмотря на то, что конструкция занимает много места, архитекторы надеялись, что он поможет собирать вокруг всю семью, что позволит всем больше проводить время вместе. Для этого же были спланированы маленькие по площади спальни. Сами архитекторы признаются, что их дом отражает принцип гнезда, где можно растить детей.

Во Франции в городке Рокбрюн-Кап-Мартен в 1952 году Корбюзье построил небольшую хижину для двоих. На проект потребовалось всего 45 минут. Идея строения пришла в голову архитектору во время отпуска, который тот проводил на Лазурном берегу. Домик был подарком жене архитетора Ивон Гали. Как признавался сам Корбюзье, он нарисовал план здания 30 декабря на уголке стола в маленьком кафе. Домик был возведен на следующий год на берегу моря. Жена не раз выступала для Корбюзье музой и вдохновляла его на новые проекты, хотя сама была манекенщицей и плохо относилась к разговорам об архитектуре. Она даже запрещала мужу обсуждать работу за столом.

В итальянском Терни в 1966 году по проекту Марио Ридольфи был построен Casa Lina. Это строение было предназначено для жены Аделины. Домик был построен за 20 лет до гибели архитектора. Пара прожила здесь последние десятилетия жизни Марио. Лишь снаружи постройка кажется незамысловатой, а внутри находятся восемь помещений.

Еще одна архитектурная семья знаменита не одним зданием, а множеством проектов, воплощенных в жизнь, - это Бёмы. Когда архитектору церквей Доминикусу Бёму исполнилось 30 лет, у него родился сын Готфрид. Когда тот вырос, то также стал архитектором. Во время учебы он познакомился с девушкой по имени Элизабет Хаггенмюлер. После получения им диплома они расписались и родили четверо сыновей, — один, Маркус, стал художником, а остальные трое, Стефан, Поль и Петер, архитекторами. Так что это целая династия, которой принадлежит множество построек в Гремании: церкви, торговые центры, офисы и жилые дома.

В Шотландии в 1988 году по проекту Чарльза Дженкса был построен «Сад космических размышлений». Жена архитектора попросила на территории родового поместья вырыть пруд, для того, чтобы дети могли в нем купаться. Архитектор взялся за обустройство территории, и корректировал свои планы с женой, которая была знатоком традиции китайского садоводства. Их совместный труд вылился в «Сад космических размышлений». Это парк, в ландшафты которого заложен глубокий смысл. Через семь лет жена архитектора умерла от рака, а Дженкс продолжил работу над садом в память о ней. Один раз в год он проводит экскурсии для всех желающих, а деньги передает в фонд борьбы с раком имени его жены. На средства фонда строятся центры, где раковые больные могут получить психологическую поддержку.

Петер Цумтор построил в Швейцарии дом, который назвал в честь жены. Annalisa Zumthor House находится в Вальсе. Рядом с домом возведено два похожих строения из дерева, которые можно арендовать.

Жена Рема Колхаса Маделон Врисендроп помогала мужу с наиболее крупными заказами и вдохновила его основать свое бюро. Она помогла ему с идеями обложки для книги «Нью-Йорк вне себя», стала соосновательницей бюро ОМА, а также приняла участие в самых крупных проектах мужа, таких, как посольство Нидерландов в Берлине и Центральная библиотека Сиэтла.

Эйлин Грей спроектировала дом для любовника. Такое строение появилось в местечке Кап-Мартен во Франции в 1929 году. Когда она училась в Париже, Эйлин Грей познакомилась с Жану Бадовичи. Он был редактором архитектурного журнала. Роман их продлился 14 лет. За это время Эйлин подарила Жану виллу рядом с Ривьерой. Дом называется E-1027. Это название включает в себя их имена. E относится к Эйлин, 10 к J, десятой букве алфавита, 2 к первой букве фамилии Жану, а 7 к первой букве ее фамилии. Ле Корбюзье так был вдохновлен этой виллой, что купил участок рядом, чтобы из всегда иметь возможность любоваться на этот дом.

Для Питера и Элис Смитсонов любовь заключалась в бетоне. Они познакомились, когда им было чуть больше двадцати лет, и начали создавать вместе интересные проекты - функциональные здания без наружной отделки. Когда они поженились, то основали свое бюро, а потом обзавелись последователями. В какой-то момент зданий из бетона стало так много, что Питер и Элис были признаны основателями нового направления - брутализма и лидерами «Группы десяти».

Ээро Сааринен нашел свою жену благодаря строительству в Детройте здания General Motors. Она пришла делать интервью с автором проекта, до этого влюбившись в его здание. Чувства оказались взаимны, и после недолгого знакомства Ээро и Эйлин поженились. После этого Эйлин ушла из журналистики и стала главой отдела информационной поддержки в бюро Сааринена. Архитектор отдавал работе по 12 часов, но всегда находил время, чтобы помочь жене приготовить ужин. Эйлин критиковала его проекты, а Ээро помог спланировать ее график написания книги. Чувства их с годами только усиливались, как впоследствии стало ясно из любовных записок, опубликованных Американским архивом.

В американском Иллинойсе в 1951 году был построен «Стеклянный дом». Его проект принадлежит архитектору Миса ван дер Роэ. Заказчицей проекта выступила хирург Эдит Фарнсуорт. Когда дом был сдан в эксплуатацию, она отказывалась платить за него, подала на архитектора в суд и в многочисленных интервью критиковала строение. Как утверждают очевидцы, ее недовольство было основано на личных причинах. Известна такая фраза архитектора: «Дама думала, что вместе с домом прилагается и архитектор». Недавно стало известно, что по этой истории снимут фильм в Голливуде.

Отец Ээро Сааринена Элиел Сааринен стал героем ссоры из-за другого здания. В Финляндии, в пригороде Хельсинки в 1903 году была построена усадьба Виттреск. Сейчас здесь располагается музей, а в свое время строение стало причиной размолвки друзей, которые были однокурсниками по Политехническому институту.  Конфликт произошел между Германом Гезеллиусом, Армасом Линдгреном и Элиелом Саариненом. Сначала друзья планировали спроектировать дом в духе национального романтизма и поэтому въехали в него вместе с семьями, но в процессе строительства стали возникать ссоры, после чего Линдгрен переехал в Хельсинки. Как свидетельствовал композитор Густав Малер, который навестил впоследствии эти две пары, обстановка осталась сложной. «Эти два архитектора, два очень симпатичных молодых человека, женаты на таких же юных молодых женщинах и живут очень весело вместе. Правда, где-то примерно год назад они заскучали и поменялись женами, и вот уже год живут все так же весело», - писал он.

Дениэл Либескинд назвал дверную ручку в честь своей жены. Она выступала его партнером во многих проектах и имела большое влияние на всю его жизнь. Как рассказывал сам архитектор, однажды они с женой летели в самолете и попали в такую зону турбулентности, что сверху выпали кислородные маски. Архитектор запаниковал, однако обратил внимание, что его жена остается совершенно спокойной. Она отметила, что свет в самолете не погас, значит, не происходит ничего серьезного и пообещала, что они скоро благополучно приземлятся. Так и произошло. С тех пор архитектор обещал себе никуда не летать без жены. Когда Либескинд работал над проектом филиала музея Виктории и Альберта, его пригласили на ужин с королевой. Гостей было очень мало. Однако он отказался, так как это был вечер пятницы, и он планировал поужинать с женой. Никто не мог понять, как можно отказаться от приглашения на ужин с королевой, а архитектор не мог понять, как можно было бы принять его, ведь он всегда ужинает с женой.

 

 

 

 

 

Вы можете написать вопросы и наши менеджеры подробно на них ответят.